Журнал "Налоговый вестник

Оренбургской области"
№ 1 (175) январь 2016 г.

 Тематика: Бухгалтерский учет.

Налогообложение. Ежемесячное издание.
Выходит с июля 2001 г.

 

Общественный редакционный совет

Председатель

    • А.А. Соломин
    • Г.В. Чердинцева
    • Т.Н. Кулакова
    • Н.П. Шевченко

 

Гл. редактор С.А. Киселев

Редактор О.Г. Репников

Верстка (электронная версия) А.В. Седова

Верстка (печатная версия) В.А. Акопян

Корректура И.А. Комарова

 

Учредитель: Киселев С.А.

Издатель: ООО "КСП-Оренбург"
460021, г. Оренбург, ул. Восточная 62 

 

Журнал зарегистрирован
Управлением Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий 
и массовых коммуникаций
по Оренбургской области

 

ПИ № ТУ 56-00330 от 11.04.2012 г.

 

© КСП-Оренбург

 

Адрес редакции: 460021, г. Оренбург, 
ул. Восточная 62
тел. (3532) 707-505
e-mail:vestnik01@bk.ru
www.nalogvestnik.ru

 

Официальные документы публикуются
с сохранением стилистики, орфографии
и пунктуации первоисточника.

Дата выхода в свет 28.01.2016 г.

При подготовке номера
использованы материалы 
ООО "Центр экономической информации"

 

Копирование материалов из журнала
"Налоговый вестник Оренбургской области"
разрешено только по согласованию с редакцией.

 

6+

 

 

 

 

 

 



Налоговый Вестник Оренбургской области
Ежемесячный электронный журнал

Проверки в компании

Непредставление 4-ФСС: вопрос ответственности

Форма 4-ФСС объединяет в себе отчетность сразу по двум видам страхования («больничному» и «несчастному»), которые регламентируются разными законами. И каждым из них предусмотрена ответственность за непредставление отчета. До недавнего времени соответствующие суммы санкций рассчитывались по разным «формулам». А с 2016 года «правила игры» в этой части изменились. И не только в этой…

Администратором взносов на обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, равно как и взносов на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, является Фонд социального страхования. И вполне логично, что отчетность по данным видам страхования является единой – соответствующие сведения как по «больничному», так и по «несчастному» страхованию отражаются в форме 4-ФСС (утв. приказом ФСС от 26 февраля 2015 г. № 59). Однако «несчастные» взносы все же стояли особняком от иных взносов, уплачиваемых во внебюджетные фонды, включая ФСС (и сроки уплаты у них были особые, и ответственность за непредставление отчетности по взносам от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний своя… специальная).

Подробнее: Непредставление 4-ФСС: вопрос ответственности

Непредставление документов: ответственность в квадрате

По общему правилу налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности дважды за одно и то же налоговое правонарушение. Однако практика показывает, что налоговики находят возможность в некоторых случаях дважды выписать штраф, к примеру, за непредставление одних и тех же документов. И, что печально, суды их в этом поддерживают.

Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения определены положениями статьи 108 Налогового кодекса (далее – Кодекс). Среди прочего данной нормой закреплено, что никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения (п. 2 ст. 108 НК). Здесь же сказано, что никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом.

Подробнее: Непредставление документов: ответственность в квадрате

Инвентаризация имущества «руками» налоговиков

Многие налогоплательщики не понаслышке знают, что дополнительные мероприятия налогового контроля, в проведении которых у инспекторов по тем или иным причинам возникла необходимость, далеко не так безобидны, как хотелось бы. В частности, у налоговиков есть право проводить… инвентаризацию имущества налогоплательщика. При этом по сей день они руководствуются методичкой, которая была утверждена совместными усилиями Минфина и МНС в далеких девяностых. И все бы ничего, но только согласно этому документу сам налогоплательщик должен предоставить налоговикам как необходимое для проведения этого мероприятия оборудование (весы и пр.), так и рабочую силу. Очевидно, что это как минимум доставляет налогоплательщику ряд, мягко говоря, неудобств. Однако, похоже, что в настоящее время с этим, увы, ничего не поделаешь.

Право налоговых органов проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества закреплено положениями подпункта 6 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса (далее – Кодекс). Данной нормой установлено, что Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Минфином.

Отметим, что и в пункте 13 статьи 89 Кодекса предусмотрено, что при необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также осматривать производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения.

Подробнее: Инвентаризация имущества «руками» налоговиков

«Зарплатный» вопрос в коммерческой организации

Организации, относящиеся к бюджетной сфере, производят индексацию зарплат своих работников в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Коммерческие компании в этом смысле находятся в более привилегированном положении – порядок индексации они определяют самостоятельно, исходя, в том числе, из своих финансовых возможностей. Однако в некоторых случаях «поправить» размер окладов своих работников они должны без каких-либо «но».

В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников согласно статье 130 Трудового кодекса (далее – ТК) включаются:

  • величина минимального размера оплаты труда в РФ;
  • меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;
  • ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;
  • ограничение оплаты труда в натуральной форме;
  • обеспечение получения работником зарплаты в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;
  • федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда;
  • ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;
  • сроки и очередность выплаты заработной платы.

Таким образом, меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы, относятся к системе основных госгарантий по оплате труда сотрудников. В качестве одной из таких мер в силу положений статьи 134 ТК является индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Данной нормой закреплено, что госорганы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения такую индексацию производят в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Про других же работодателей сказано, что они при этом должны руководствоваться порядком, установленным коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Подробнее: «Зарплатный» вопрос в коммерческой организации

«Безнадзорные» каникулы… не по Плану

С 1 января 2016 года вплоть до окончания 2018 года в нашей стране введен мораторий на проведение плановых неналоговых проверок малого бизнеса. В то же время необходимо иметь в виду, что от излишнего контроля избавлены только добросовестные «малыши». При этом не исключено, что и они просто по ошибке попадут в План проверок. В такой ситуации важно четко знать, что нужно предпринять для того, чтобы это недоразумение было устранено с минимальными потерями.

В настоящее время бизнесу приходится несладко – многие организации и ИП вынуждены пересматривать свои бизнес-планы. Кто-то открывает для себя новые, ранее неведанные сферы деятельности, иные, напротив, сводят на нет свою предпринимательскую активность. И если вторым помочь достаточно сложно, то первым нужно хотя бы не мешать. Причем это в интересах и самого государства. Ведь если компании «окрепнут», наберут обороты, то и деньги в бюджет в виде налоговых отчислений, что называется, рекой потекут.

Также в сложные в экономическом плане периоды госполитика должна быть направлена на поддержку бизнеса, и особенно малого. Связано это с тем, что «малыши» более гибкие, им проще перестроиться под новые условия и они же организуют дополнительные рабочие места. В то же время они все же «маленькие», и дополнительная поддержка со стороны государства им точно не повредит.

Собственно говоря, именно эти цели преследует Закон от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ. Его основной посыл заключается в том, что если компания (ИП), относящаяся к субъектам малого бизнеса, не имеет проблем с законом, то и проверять ее лишний раз не нужно.

Подробнее: «Безнадзорные» каникулы… не по Плану