Журнал "Налоговый вестник

Оренбургской области"
№ 1 (175) январь 2016 г.

 Тематика: Бухгалтерский учет.

Налогообложение. Ежемесячное издание.
Выходит с июля 2001 г.

 

Общественный редакционный совет

Председатель

    • А.А. Соломин
    • Г.В. Чердинцева
    • Т.Н. Кулакова
    • Н.П. Шевченко

 

Гл. редактор С.А. Киселев

Редактор О.Г. Репников

Верстка (электронная версия) А.В. Седова

Верстка (печатная версия) В.А. Акопян

Корректура И.А. Комарова

 

Учредитель: Киселев С.А.

Издатель: ООО "КСП-Оренбург"
460021, г. Оренбург, ул. Восточная 62 

 

Журнал зарегистрирован
Управлением Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий 
и массовых коммуникаций
по Оренбургской области

 

ПИ № ТУ 56-00330 от 11.04.2012 г.

 

© КСП-Оренбург

 

Адрес редакции: 460021, г. Оренбург, 
ул. Восточная 62
тел. (3532) 707-505
e-mail:vestnik01@bk.ru
www.nalogvestnik.ru

 

Официальные документы публикуются
с сохранением стилистики, орфографии
и пунктуации первоисточника.

Дата выхода в свет 28.01.2016 г.

При подготовке номера
использованы материалы 
ООО "Центр экономической информации"

 

Копирование материалов из журнала
"Налоговый вестник Оренбургской области"
разрешено только по согласованию с редакцией.

 

6+

 

 

 

 

 

 



Налоговый Вестник Оренбургской области
Ежемесячный электронный журнал

Инвентаризация имущества «руками» налоговиков

Многие налогоплательщики не понаслышке знают, что дополнительные мероприятия налогового контроля, в проведении которых у инспекторов по тем или иным причинам возникла необходимость, далеко не так безобидны, как хотелось бы. В частности, у налоговиков есть право проводить… инвентаризацию имущества налогоплательщика. При этом по сей день они руководствуются методичкой, которая была утверждена совместными усилиями Минфина и МНС в далеких девяностых. И все бы ничего, но только согласно этому документу сам налогоплательщик должен предоставить налоговикам как необходимое для проведения этого мероприятия оборудование (весы и пр.), так и рабочую силу. Очевидно, что это как минимум доставляет налогоплательщику ряд, мягко говоря, неудобств. Однако, похоже, что в настоящее время с этим, увы, ничего не поделаешь.

Право налоговых органов проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества закреплено положениями подпункта 6 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса (далее – Кодекс). Данной нормой установлено, что Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Минфином.

Отметим, что и в пункте 13 статьи 89 Кодекса предусмотрено, что при необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также осматривать производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения.

 

«Эхо» девяностых

Надо сказать, что соответствующий порядок проведения инвентаризации имеет место быть, но… Он утвержден совместным приказом Минфина и МНС от 10 марта 1999 г. № 20н/ГБ-3-04/39 и в некотором смысле он несколько «отстал» от реалий сегодняшнего дня. Ведь даже МНС уже, в принципе, не существует. Тем не менее инспекторам «на местах» более ничего не остается, как руководствоваться Положением о проведении инвентаризации, которое приведено в этом совместном приказе, поскольку иного попросту нет (далее – Положение).

Основными целями инвентаризации являются:

  • выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению;
  • сопоставление фактического наличия имущества с данными бухучета;
  • проверка полноты отражения в учете обязательств.

При этом налоговики имеют право брать себе в помощь экспертов, переводчиков и других специалистов.

Сразу отметим один нюанс. Согласно пункту 2 статьи 38 Кодекса под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом, за исключением имущественных прав. То есть имущественные права, по идее, инвентаризироваться не должны. В то же время согласно пункту 1.3 Положения в целях проведения инвентаризации к имуществу налогоплательщика относятся основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства, кредиторская задолженность и иные финансовые активы. То есть никаких исключений для НМА не сделано.

 

Процедурные моменты

В Положении, действительно, содержится много устаревших понятий. Так, согласно пункту 2.1 Положения конкретный перечень имущества, в отношении которого проводится инвентаризация, устанавливается руководителем «государственной налоговой инспекции (его заместителем)». Понятно, что в связи со сменой «вывесок» теперь соответствующе решение принимает руководитель налогового органа (его заместитель). Он же издает распоряжение о проведении инвентаризации имущества налогоплательщика при выездной налоговой проверке, порядке и сроках ее проведения, составе инвентаризационной комиссии.

Проверка фактического наличия имущества производится при участии должностных лиц, материально ответственных лиц, работников бухгалтерской службы налогоплательщика. Причем до начала этой проверки инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на "..." (дата)», что должно служить основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным. В свою очередь материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию, отражены в бухгалтерских регистрах или переданы комиссии, и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

Сведения о фактическом наличии имущества записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах (п. 2.5 Положения). Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. При этом согласно пункту 2.7 Положения налогоплательщик должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки. Причем под созданием условий в данном случае понимается буквально следующее: налогоплательщик должен обеспечить налоговиков рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой.

 

«Сверка» с законодательством

Очевидно, что подобного рода обязанности как минимум затрудняют налогоплательщику ведение бизнеса – приходится отвлекать от деятельности, приносящей доход, сотрудников (грузчиков, водителей и т. п.) и оборудование, которого может и не быть (то есть, выходит, что его придется приобрести) или оно могло бы использоваться в более «доходных» целях. И, кстати говоря, не очень понятно, кто будет, к примеру, ремонтировать его в случае, если оно сломается? И почему компания должна платить сотрудникам, которые фактически работают на налоговиков?

Указанными «мотивами» руководствовалась одна компания, которая в итоге обратилась в Верховный Суд с иском о признании недействующим абзаца 2 пункта 2.7 Положения. В довесок к сказанному компания утверждала, что оспариваемая норма принята с нарушением законодательства РФ, поскольку вводит дополнительную обязанность налогоплательщика, которая не предусмотрена статьями Налогового кодекса. Ведь из содержания подпункта 9 пункта 1 статьи 23 Кодекса следует, что обязанности налогоплательщиков могут быть предусмотрены только актами законодательства о налогах и сборах, которые в силу пункта 1 статьи 1 Кодекса могут быть установлены только Кодексом и принятыми в соответствии с ним федеральными законами. Между тем статьями 31 и 89 Кодекса не установлена обязанность налогоплательщика обеспечивать налоговиков рабочей силой или необходимым оборудованием для проведения инвентаризации.

Однако Верховный Суд решением от 24 ноября 2015 г. № АКПИ15-1111В отказался признать оспариваемую норму не соответствующей законодательству. Судьи указали, что положения подпункта 13 пункта 1 статьи 89 Кодекса дают право при необходимости инспекторам, осуществляющим выездную проверку, проводить, в том числе, инвентаризацию имущества. Кроме того, обязательное проведение инвентаризации имущества закреплено и статьей 11 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», и пунктом 21 Методических указаний по бухучету материально-производственных запасов (утв. приказом Минфина от 28 декабря 2001 г. № 119н). То есть Минфин совместно с МНС закрепив обязанность налогоплательщика создать условия, «обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки», отнюдь не вышли за рамки налогового законодательства.

 

Выводы

Таким образом, Верховный Суд фактически подтвердил наличие обязанности у налогоплательщика снабдить налоговиков, проводящих налоговую инвентаризацию, рабочей силой и оборудованием.

Между тем интерес представляет оговорка «высших» судей. Они отметили, что проведение инвентаризации законодателем предусмотрено в организациях независимо от рода их деятельности, в связи с чем налогоплательщик «обязан обеспечить налоговый орган при проведении инвентаризации только той рабочей силой и тем оборудованием, которое имеется у него». То есть как минимум никакого дополнительного оборудования приобретать не нужно.

 

Наталья Баразненок,
эксперт ООО «ЦЭИНФ»