Журнал "Налоговый вестник

Оренбургской области"
№ 1 (175) январь 2016 г.

 Тематика: Бухгалтерский учет.

Налогообложение. Ежемесячное издание.
Выходит с июля 2001 г.

 

Общественный редакционный совет

Председатель

    • А.А. Соломин
    • Г.В. Чердинцева
    • Т.Н. Кулакова
    • Н.П. Шевченко

 

Гл. редактор С.А. Киселев

Редактор О.Г. Репников

Верстка (электронная версия) А.В. Седова

Верстка (печатная версия) В.А. Акопян

Корректура И.А. Комарова

 

Учредитель: Киселев С.А.

Издатель: ООО "КСП-Оренбург"
460021, г. Оренбург, ул. Восточная 62 

 

Журнал зарегистрирован
Управлением Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий 
и массовых коммуникаций
по Оренбургской области

 

ПИ № ТУ 56-00330 от 11.04.2012 г.

 

© КСП-Оренбург

 

Адрес редакции: 460021, г. Оренбург, 
ул. Восточная 62
тел. (3532) 707-505
e-mail:vestnik01@bk.ru
www.nalogvestnik.ru

 

Официальные документы публикуются
с сохранением стилистики, орфографии
и пунктуации первоисточника.

Дата выхода в свет 28.01.2016 г.

При подготовке номера
использованы материалы 
ООО "Центр экономической информации"

 

Копирование материалов из журнала
"Налоговый вестник Оренбургской области"
разрешено только по согласованию с редакцией.

 

6+

 

 

 

 

 

 



Налоговый Вестник Оренбургской области
Ежемесячный электронный журнал

«Безнадзорные» каникулы… не по Плану

С 1 января 2016 года вплоть до окончания 2018 года в нашей стране введен мораторий на проведение плановых неналоговых проверок малого бизнеса. В то же время необходимо иметь в виду, что от излишнего контроля избавлены только добросовестные «малыши». При этом не исключено, что и они просто по ошибке попадут в План проверок. В такой ситуации важно четко знать, что нужно предпринять для того, чтобы это недоразумение было устранено с минимальными потерями.

В настоящее время бизнесу приходится несладко – многие организации и ИП вынуждены пересматривать свои бизнес-планы. Кто-то открывает для себя новые, ранее неведанные сферы деятельности, иные, напротив, сводят на нет свою предпринимательскую активность. И если вторым помочь достаточно сложно, то первым нужно хотя бы не мешать. Причем это в интересах и самого государства. Ведь если компании «окрепнут», наберут обороты, то и деньги в бюджет в виде налоговых отчислений, что называется, рекой потекут.

Также в сложные в экономическом плане периоды госполитика должна быть направлена на поддержку бизнеса, и особенно малого. Связано это с тем, что «малыши» более гибкие, им проще перестроиться под новые условия и они же организуют дополнительные рабочие места. В то же время они все же «маленькие», и дополнительная поддержка со стороны государства им точно не повредит.

Собственно говоря, именно эти цели преследует Закон от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ. Его основной посыл заключается в том, что если компания (ИП), относящаяся к субъектам малого бизнеса, не имеет проблем с законом, то и проверять ее лишний раз не нужно.

 

«Малые» бонусы

Сразу отметим, что на надзорные каникулы вправе рассчитывать только организации и ИП, которые относятся к субъектам малого предпринимательства. То есть как минимум должны соблюдаться критерии, которые установлены в статье 4 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ и конкретизированы в постановлении правительства от 13 июля 2015 г. № 70 (см. табл. 1).

 

Таблица 1. «Малые» критерии

Наименование критерия

Содержание критерия

Средняя численность работников

За предшествующий календарный год средняя численность работников организации (ИП) не должна превышать следующих пределов:

– до 15 человек – для микропредприятий;

– до 100 человек включительно – для малых предприятий

Выручка от реализации товаров (работ, услуг)

Выручка организации или ИП от реализации без учета НДС за прошлый календарный год не должна превышать:

– 120 млн руб. – для микропредприятий;

– 800 млн руб. – для малых предприятий

Доля участия в уставном капитале организации

– доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, благотворительных и иных фондов, общественных и религиозных организаций в уставном капитале организации не должна превышать 25 процентов;

– порог участия иностранных юридических лиц, а также российских юрлиц, не являющихся субъектами МСП, в уставном (складочном) капитале субъектов МСП составляет 49 процентов

 

Под надзором

В то же время лишь соответствие указанным «малым» критериям еще не гарантирует, что компании (ИП) будут избавлены на три года от плановых неналоговых проверок. Даже они могут попасть в План проверок при наличии информации о том, что в их отношении ранее было вынесено (и вступило в силу) решение о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения или в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности, либо если было принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии. Если с момента окончания «штрафной» проверки или с даты вынесения решения о лишении лицензии прошло менее трех лет, то «отдохнуть» от проверок не получится.

Плюс ко всему, запрет на проведение плановых проверок не распространяется на «малышей», которые заняты в следующих сферах деятельности:

  • здравоохранение;
  • образование;
  • теплоснабжение;
  • электроэнергетика;
  • энергосбережение и повышение энергетической эффективности;
  • социальная сфера. 

Обратите внимание! Перечень таких видов деятельности и периодичность их проверок (в основном не чаще чем один раз в два года) утверждены постановлением правительства от 23 ноября 2009 г. № 944.

Ну и, пожалуй, последнее: надзорные каникулы распространяются далеко не на все виды госконтроля. К таким «исключительным» видам госконтроля (надзора) и муниципального контроля относятся:

1) федеральный государственный надзор:

  • в области промышленной безопасности;
  • пожарный надзор в отношении юридических лиц, эксплуатирующих опасные производственные объекты I или II класса опасности;
  • в области безопасности гидротехнических сооружений в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих гидротехнические сооружения I или II класса опасности;
  • экологический надзор в отношении юридических лиц, эксплуатирующих объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, I или II категории;
  • в области обеспечения радиационной безопасности;
  • в области использования атомной энергии;

2) федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны;

3) лицензионный контроль в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами;

4) внешний контроль качества работы аудиторских организаций.

 

Вопреки ожиданиям

Введение для малого бизнеса «надзорных каникул» на три года – это, конечно, звучит громко. Однако, как мы убедились, сфера «распространения» этих каникул достаточно узкая. Тут и добросовестность требуется, что, собственно говоря, справедливо, и вести нужно «правильный» вид деятельности. Но и в этом случае от визитов «пожарников», «экологов» и т. п. компания (ИП) не застрахована.

Тем не менее предположим, что организация отвечает всем предъявляемым к претендентам на «надзорные каникулы» требованиям, но… Вопреки ожиданиям она все же попала в План проверок. Это вполне может случиться, поскольку информацию, служащую основанием для невключения в План проверок, органы государственного и муниципального контроля получают с использованием межведомственного информационного взаимодействия. Так что вполне возможна ситуация, когда кто-то что-то забыл в эту систему внести. Что же тогда делать компании (ИП)?

Во-первых, не паниковать. Ведь проведение плановой проверки с нарушением требований статьи 26.1 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет… недействительность результатов проверки. То есть чем бы в итоге проверка ни закончилась, ее последствия вам не страшны.

Во-вторых, если вы обнаружите, что ваша компания попала в План проверок по ошибке, вы имеете возможность «исключиться» из этого Плана заблаговременно, не дожидаясь визита «гостей». Порядок действий для таких случаев содержится в постановлении правительства от 26 ноября 2015 г. № 1268.

Так, с этой целью в орган госконтроля (муниципального надзора) следует подать заявление об исключении проверки в отношении юрлица (ИП) из ежегодного плана. Форма этого заявления также приведена в постановлении правительства № 1268.

К указанному заявлению нужно приложить:

  • выписку из реестра акционеров общества (для АО);
  • заверенную должным образом копию отчета о финансовых результатах за один календарный год из трех предшествующих календарных лет. Если компании или ИП «от роду» менее одного года, то названный отчет должен быть составлен за период, прошедший со дня их госрегистрации;
  • должным образом заверенная копия сведений о среднесписочной численности работников, представленных в налоговую инспекцию;
  • доверенность, если заявление подается уполномоченным представителем организации.

Далее по итогам рассмотрения указанного заявления и приложенных к нему документов (на все про все уходит от 10 до 13 рабочих дней) выносится одно из следующих решений:

  • об удовлетворении заявления и исключении соответствующей проверки из ежегодного плана;
  • об отказе в исключении проверки из ежегодного плана. Причем в этом отказном решении должны быть указаны причины отказа;
  • о возвращении заявления и прилагаемых к нему документов. Такое решение принимается, если в Плане «исключаемой» проверки как таковой изначально не было (т. е. когда заявление подано по ошибке) или если в заявлении (приложенных к нему документах) нет необходимых сведений.

О принятом решении заявителя должны уведомить в течение трех рабочих дней. Что также важно – в случае принятия положительного решения чиновники самостоятельно предпримут определенные действия – с тем, чтобы компания (ИП) была исключена и из федерального Плана проверок.

Ну и, наконец, «отказное» решение компания (ИП) может попытаться оспорить в административном или судебном порядке.

 

Ирина Комарова,
эксперт ООО «ЦЭИНФ»