Журнал "Налоговый вестник

Оренбургской области"
№ 1 (175) январь 2016 г.

 Тематика: Бухгалтерский учет.

Налогообложение. Ежемесячное издание.
Выходит с июля 2001 г.

 

Общественный редакционный совет

Председатель

    • А.А. Соломин
    • Г.В. Чердинцева
    • Т.Н. Кулакова
    • Н.П. Шевченко

 

Гл. редактор С.А. Киселев

Редактор О.Г. Репников

Верстка (электронная версия) А.В. Седова

Верстка (печатная версия) В.А. Акопян

Корректура И.А. Комарова

 

Учредитель: Киселев С.А.

Издатель: ООО "КСП-Оренбург"
460021, г. Оренбург, ул. Восточная 62 

 

Журнал зарегистрирован
Управлением Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий 
и массовых коммуникаций
по Оренбургской области

 

ПИ № ТУ 56-00330 от 11.04.2012 г.

 

© КСП-Оренбург

 

Адрес редакции: 460021, г. Оренбург, 
ул. Восточная 62
тел. (3532) 707-505
e-mail:vestnik01@bk.ru
www.nalogvestnik.ru

 

Официальные документы публикуются
с сохранением стилистики, орфографии
и пунктуации первоисточника.

Дата выхода в свет 28.01.2016 г.

При подготовке номера
использованы материалы 
ООО "Центр экономической информации"

 

Копирование материалов из журнала
"Налоговый вестник Оренбургской области"
разрешено только по согласованию с редакцией.

 

6+

 

 

 

 

 

 



Налоговый Вестник Оренбургской области
Ежемесячный электронный журнал

Расчет «больничных» при неполной занятости

Какие особенности нужно учитывать при расчете «больничных» сотруднику, который трудится на условиях неполного рабочего времени?

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 16 ноября 2015 года № 02-09-14/15-19990

Департамент страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Фонда социального страхования Российской Федерации рассмотрел Ваше обращение от 23 октября 2015 г. № 330-У по вопросу применения законодательства при исчислении пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством и сообщает.

В соответствии с частью 1.1 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ) в случае, если застрахованное лицо в расчетном периоде не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за этот период, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая (далее – МРОТ), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, принимается равным МРОТ. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.

Из приведенной выше нормы следует, что средний заработок определяется пропорционально продолжительности рабочего времени только в случаях, указанных в части 1.1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ, а именно, когда застрахованное лицо за расчетный период не имело заработка, либо если средний заработок, рассчитанный за этот период в расчете за полный календарный месяц, ниже МРОТ и, следовательно, когда средний заработок принимается равным МРОТ.

В случае если пособие исчисляется из фактического заработка застрахованного лица за расчетный период, то уменьшать этот заработок в зависимости от продолжительности рабочего времени, установленного на момент наступления страхового случая, является неправомерным.

Дополнительно сообщаем, что сравнение среднего месячного заработка застрахованного лица, определенного за расчетный период с МРОТ, производится через средний дневной заработок.

Расчет среднего дневного заработка необходимо производить в соответствии с частью 3 и частью 3.1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ и пунктами 15.1, 15.2 и 15.3 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 г. № 375.

Далее необходимо сравнить средний дневной заработок, исчисленный из фактического заработка работника со средним дневным заработком, исчисленным исходя из МРОТ, с учетом продолжительности рабочего времени, и из этих двух величин выбрать большую.

 

И. В. Гербова,
Заместитель руководителя Департамента страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

 

Комментарий

Обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая. Такое определение дано в пункте 1 части 1 статьи 1.2 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». То есть пособия по временной нетрудоспособности должны компенсировать заболевшему работнику его заработок.

В то же время порядок расчета «больничных» предполагает, что таковые исчисляются исходя из среднего заработка сотрудника за два календарных года, предшествующие году наступления страхового случая (ч. 1 ст. 14 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ, далее – Закон № 255-ФЗ). То есть если начало заболевания приходится на 2016 год, то расчетным периодом для «больничного» будет период 2014–2015 гг. Совершенно очевидно, что размер заработка и в 2014 году, и в 2015 году может значительно отличаться от вознаграждения, получаемого в 2016 году. Правда далеко не всегда «разница» играет против сотрудника. В этой части как раз, можно сказать, выигрывают работники, которым в 2016 году зарплату понизили.

В то же время менее повезло тем, кто по тем или иным причинам перешел работать в 2016 году, к примеру, на полставки. Дело в том, что это может серьезно отразиться на размере их «больничных».

Ведь согласно части 1.1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо в расчетном периоде не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за этот период, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются «больничные», принимается равным МРОТ. И тут же сказано, что если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), то средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.

Как уточнили представители ФСС в письме от 16 ноября 2015 г. № 02-09-14/15-19990, применять коэффициент неполного рабочего времени при исчислении «больничного» пособия нужно лишь в том случае, когда средний заработок работника определяется исходя из МРОТ. А в иных ситуациях пособие рассчитывается в общем порядке – исходя из фактического заработка работника в расчетном периоде.

Возможно, что это, конечно, и отражает цель соцстрахования – компенсация утраченного заработка, но столь же очевидно, что о справедливости в данном случае говорить не приходится. Предположим, что у одного сотрудника средний заработок за 2014–2015 гг. составил менее МРОТ, и в 2016 году он работает на полставки. А его коллега вообще не работал в 2014–2015 г., но на момент наступления болезни также в 2016 году оформлен на полный рабочий день, хотя его зарплата меньше даже «ополовиненной» зарплаты первого сотрудника. То есть по факту в 2016 году они зарабатывают одинаково, но в 2014–2015 гг. первый из них работал, а второй – нет. И одному и второму работнику «больничное» пособие должно быть рассчитано исходя из МРОТ, но… Размер «больничных» сотрудника, который в расчетном периоде работал, будет уменьшен пропорционально продолжительности его рабочего времени. А тот, что в прошлом не работал, получил пособие, рассчитанное исходя из полного МРОТ. Справедливо? Можно ли сказать, что цель обязательного страхования – компенсация утраченного заработка – в данном случае достигнута, если учесть, что заработок у сотрудников одинаковый, а размер компенсации отличается, причем не в пользу работника, который ранее работал и с его зарплаты перечислялись взносы на обязательное соцстрахование? Представляется, что в таких ситуациях единственно верным решением будет отмена «понижающего» коэффициента, поскольку он противоречит целям обязательного соцстрахования. Однако для этого в Закон № 255-ФЗ должны быть внесены соответствующие поправки.

 

Дмитрий Ковалев,
эксперт ООО «ЦЭИНФ»