Имущественные налоги: новые правила исчисления

До недавнего времени в том случае, если автомобиль был снят с учета и зарегистрирован уже на нового собственника в течение одного месяца (даже если эта «операция» производилась одним днем), за этот месяц транспортный налог уплачивали в полном объеме как покупатель, так и продавец ТС. И контролирующие органы в этом не видели ничего предосудительного. По их мнению, ни о каком двойном налогообложении в данном случае речь не идет, просто потому, что налогоплательщики-то разные. И, честно говоря, ничто не предвещало, что в этой части ситуация каким-либо образом будет переломлена, особенно учитывая сложную экономическую обстановку в стране, а стало быть, и дефицит средств в бюджете. Однако, как оказалось, невозможное все же возможно.

Плательщиками транспортного налога согласно статье 357 Налогового кодекса (далее – Кодекс) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Кодекса таковыми являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе – транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Перечень транспортных средств, которые не являются объектом налогообложения, приведен в пункте 2 статьи 358 Кодекса. К ним, в частности, отнесены весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил; автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы собеса; тракторы, самоходные комбайны всех марок, ТС, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом, и т. д.

Здесь важно то, что уплата транспортного налога напрямую связана с фактом регистрации автомобиля. Согласно пункту 2 статьи 362 Кодекса сумма налога по итогам налогового периода исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Данное правило остается неизменным и в 2016 году, но… В части порядка исчисления транспортного налога с 2016 года благодаря Закону от 29 декабря 2015 г. № 396-ФЗ произошли довольно заметные изменения, которые, что удивительно по нынешним временам, пойдут… во вред бюджету.

 

«Старые» правила

Речь идет о порядке уплаты транспортного налога в случае, если регистрация или, напротив, снятие с учета в органах ГИБДД автомобиля произошло посреди налогового периода. До 1 января 2016 года согласно пункту 3 статьи 362 Кодекса в таких ситуациях транспортный налог следовало исчислять с применением понижающего коэффициента. Таковой рассчитывается как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное ТС было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Но самое главное – в данной норме оговаривалось, что месяц регистрации автомобиля, а также месяц снятия его с учета принимаются за полный месяц. И из данного правила было сделано только одно исключение – оно касалось случаев, когда в течение месяца автомобиль регистрировался и снимался с учета одним и тем же налогоплательщиком. В этом случае этот месяц принимается для целей налогообложения как один полный месяц.

Таким образом, выходило, что в случае смены в течение налогового периода собственника ТС налог уплачивался отдельно каждым из этих собственников исходя из количества полных месяцев, в течение которых оно было зарегистрировано на каждого из них. И если снятие авто с учета бывшим владельцем и регистрация на нового произошли в одном месяце, то налог за этот месяц приходилось уплачивать обеим сторонам сделки. На этом, основываясь на указанных нормах Кодекса, настаивал Минфин в своих многочисленных разъяснениях (см. письма Минфина от 25 августа 2015 г. № 03-05-06-04/48944, от 19 августа 2013 г. № 03-05-06-04/33827, от 20 ноября 2013 г. № 03-05-06-04/49750, от 4 октября 2013 г. № 03-05-06-04/41284, от 18 октября 2011 г. № 03-05-06-04/298, от 7 октября 2010 г. № 03-05-06-04/240 и т. д.). При этом чиновники особо подчеркивали, что в данном случае ни о каком двойном налогообложении речь не идет, поскольку налог уплачивается хотя и за один и тот же месяц, и даже в отношении одного и того же ТС, но все же разными налогоплательщиками, с чем, собственно говоря, не поспоришь.

 

Исторический «путь»

Надо сказать, что в Госдуму периодически вносились законопроекты, которые предусматривали изменение порядка уплаты транспортного налога для описанных ситуаций. При этом их авторы указывали на то, что по действующим правилам за месяц, в котором была осуществлена сделка купли-продажи транспортного средства, взимается транспортный налог на данное транспортное средство и с продавца и с покупателя в полном объеме. А это противоречит принципам налогового законодательства и необоснованно возлагает дополнительное налоговое бремя на граждан.

Однако подобного рода инициативы категорически отвергались правительством. Чиновники ссылались на то, что подобного рода изменения приведут к уменьшению доходной части бюджетов бюджетной системы РФ. Между тем источники компенсации выпадающих доходов не определены.

 

Новый порядок

Что в этой части изменилось, не очень понятно. Однако Закон от 29 декабря 2015 г. № 396-ФЗ изменил порядок расчета транспортного налога за «общий» месяц.

Итак, по новым правилам, как и прежде, в случае регистрации автомобиля или снятия его с учета в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом спецкоэффициента. Таковой рассчитывается как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное ТС было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Однако принципиально изменился подход к понятию «полный месяц». По новым правилам, если регистрация ТС произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то этот месяц принимается за полный. Соответственно, в случае, когда регистрация произошла после 15-го числа, то этот месяц в расчет не принимается. Аналогично этому в случае, если автомобиль снят с учета после 15-го числа, то за полный месяц считаем месяц снятия его с учета. Если же ТС сняли с учета до 15-го числа, то этот месяц при определении спецкоэффициента не учитывается.

 

На цифрах

Для того чтобы «прочувствовать» все бонусы от указанных изменений, рассмотрим, как они будут работать на практике.

 

Пример

На ООО «Ромашка» с октября 2014 года был зарегистрирован легковой автомобиль с мощностью двигателя 120 л. с. Ставка транспортного налога по региональному закону составляет 25 руб. за л. с. В апреле 2016 года данный автомобиль был продан – снят с учета 13 апреля 2016 года. Рассчитаем сумму транспортного налога за 2016 год (предположим, что региональным законом отчетные периоды не установлены).

Поскольку автомобиль был зарегистрирован на ООО «Ромашка» не полный налоговый период, то транспортный налог исчисляем с помощью спецкоэффициента. При этом по новым правилам, в связи с тем, что данное ТС было снято с учета до 15-го апреля, то апрель при определении спецкоэффициента не учитываем.

Таким образом, транспортный налог за 2016 год в отношении рассматриваемого ТС составит 750 руб. (120 л. с. х 25 руб. х 3 мес. : 12 мес.).

Для сравнения: по «старым» правилам, сумма транспортного налога (поскольку месяц снятия ТС с учета признавался за полный) составила бы 1000 руб. (120 л. с. х 25 руб. х 4 мес. : 12 мес.).

 

Как видим, по новым правилам налогоплательщикам дана возможность несколько «сэкономить» на уплате транспортного налога в случае регистрации (снятия с учета) автомобиля посреди месяца. При этом предполагается, что «сэкономит» кто-то один из участников сделки купли-продажи ТС. Тем не менее у отдельных «оптимизаторов» может возникнуть соблазн оформить все таким образом, чтобы за месяц регистрации и снятия с учета транспортный налог не платил ни продавец, ни покупатель. Возможно ли это? В принципе… нет. Дело в том, что при купле-продаже бывшего в эксплуатации ТС происходит скорее не снятие его с учета, а внесение изменений в регистрационные данные о собственнике автомобиля, и таковые производятся на основании заявления нового собственника автомобиля (п. 6 Правил, утв. приказом МВД от 24 ноября 2008 г. № 1001). Так что разнести по времени перерегистрацию авто (например, снять с учета до 15-го числа, а зарегистрировать после 15-го числа) не представляется возможным.

А вот при покупке нового автомобиля возможность «соптимизировать» все же имеет место быть. Ведь покупатель обязан поставить на учет ТС в течение 10 суток после его приобретения. Соответственно, если, к примеру, автомобиль приобретен 9 марта 2016 года, то, поставив его на учет 15 марта, налог за март платить придется; а если его зарегистрировать 16 марта, то март уже при определении спецкоэффициента учитывать не придется.

 

Наталья Титаева,
эксперт ООО «ЦЭИНФ»